Два Грунера - уже событие

«Пермские новости», краевая общественно-политическая газета, № 45 (1434) 9-12 ноября 2007 года

 

Маргарита Неугодова 

Грунер-фестиваль
«Грунер-фестиваль». Слева направо:
Валерий Грунер, Йоахим Грунер, Эвелина Бирюкова.
Фото Владимира Бикмаева

В Пермском театре оперы и балета завершил свою работу уникальный международный «Грунер-фестиваль». Ассамблея задумывалась как форум представителей различных направлений искусства, объединенных музыкой. За три дня фестиваля случились не только мировая, российская и две местные премьеры, но и встреча двух современных композиторов – Йоахима и Валерия Грунеров, один из которых представлял Германию, а другой – Пермь и Россию. Но самое удивительное в том, что эти два тезки никогда не виделись раньше!..

«Любезный Валерий, я был очень взволнован и рад увидеть тебя и познакомиться с тобой лично! Дни, проведенные в Перми, несмотря на все сложности, прошли для меня легко, т.к. ты всегда был рядом... Идея «Грунер-фестиваля» сама по себе довольно сумасшедшая, и я надеюсь, что он вызвал большой резонанс у общественности. Толерантность пермских коллег и публики я считаю неповторимой, где еще можно встретить такую? Я тебя также ценю очень и как композитора, особенно после премьеры твоего крупного произведения для хора с оркестром, которое меня глубоко тронуло... Мы еще встретимся? Я на это надеюсь всем сердцем! Позволь мне тебя еще раз обнять, как коллега коллегу, Йоахим Грунер». Это строки из письма, которое немецкий композитор прислал по электронной почте своему пермскому коллеге уже после фестиваля. «ПН» попросили своими впечатлениями о форуме поделиться и Валерия Грунера.

 

– А откуда вы узнали о существовании своего однофамильца?

– В начале 90-х годов на «Евровидении» прозвучал концерт Йоахима Грунера «Концерт для тубы и симфонического оркестра». Я смотрел его по телевизору. И был удивлен двумя вещами: во-первых, тем, что есть человек, который носит такую же фамилию, а во-вторых, что этот человек еще и композитор, как я. Да еще и играет не популярную, а симфоническую музыку. Эти факты меня очень заинтриговали. Позднее у нас зашел разговор с тогда еще совсем молодым режиссером пермской оперы Георгием Исаакяном, который задумался о проведении некоего международного фестиваля. Он-то и сказал мне: «А не пригласить ли нам из-за рубежа какого-нибудь композитора?» Тут я и рассказал ему о немецком Грунере. Исаакяна это поразило: «Так это же здорово, может, нам в этом направлении и подумать?» Но прошел десяток с лишним лет, прежде чем этот проект все-таки осуществился. Я рад, что событие совпало с 30-летием моей творческой деятельности и 30-летием пермской композиторской школы. Исаакян познакомил меня с Эвелиной Бирюковой, и через Гете-институт мы вышли на Союз композиторов Германии. А с ноября прошлого года уже мы с ним переписывались по электронной почте через переводчиков.

– А как «тамошний» Грунер отнесся к существованию российского тезки?

– Когда Йоахим узнал о моем существовании, первое, что он попросил, были ноты и записи. Хотел узнать: что за компания, собственно, ему грозит, какого уровня? Я ему прислал два диска «Третьего берега» – произведения пермской композиторской школы, где были и мои сочинения.

– На российской премьере «Концерта для тубы и симфонического оркестра» Йоахима Грунера соло исполнял золотая туба мира Клаус Бургер

Клаус Бургер поразил сразу и всех. Этот музыкант занимается йогой и вот уже 20 лет ходит исключительно босиком. В том числе и на сцене. Мы спрашивали, не холодно ли ему. Нет, говорит, я на всякий случай взял пару обуви, которую собираюсь надеть исключительно в тридцатиградусный мороз. Когда он появился на таможне, у таможенников отвисли челюсти: потертые и вытянутые на коленях джинсы, мятая рубаха, золотые с проседью дреды. Эвелина Бирюкова мне сказала: «Предупреди всех в театре, чтоб не падали, завидев Клауса!..» Но люди искусства еще и не к такому привыкли. Тем более что он оказался человеком очень общительным и открытым.

– А какое впечатление на вас произвел Йоахим?

– При первой же встрече сразу возникло ощущение энергетического совпадения, как будто мы давно друг друга знали, не говоря уже о том, что он очень большой музыкант.

Фестиваль действительно будет ежегодным?

– Хотелось, чтобы это было так. Сами понимаете, что все опять же зависит от финансирования. Хотя изначально планировалось, что фестиваль с одной и той же программой один год будет проходить здесь, а другой – за границей.

Йоахим готов этим заниматься в Германии?

– Вообще-то он уже очень пожилой человек. Ему 72 года. Хотелось бы найти какие-то организации, готовые этим заниматься. А Клаус хочет сделать в Германии несколько концертов, где будут звучать мои произведения, и найти спонсоров, чтобы заказать мне сочинения для тубы.

Но, кстати, кто сказал, что все это обязательно должно происходить в Германии? А почему бы не в какой-нибудь другой стране? Фестиваль я мыслю как форум искусств, объединенных музыкой, который дает возможность раздвигать границы. Почему я сделал во второй день киноконцерт? Это некий посыл, что современная музыка присутствует и в кино, и в театре. Музыка – вообще некое объединяющее начало в жизни.

– Вы заговорили о кино…

– На сегодняшний день я сделал пять фильмов вместе с Павлом Печенкиным. Мне эта работа интересна тем, что позволяет погружаться в разные социальные и национальные слои. Потому что я писал и русскую музыку, и еврейский танец, и татарские мелодии. Есть и еще одна культура, которая мне интересна: поскольку мой отец родился в Венгрии, то я пишу и в венгерском ключе. Киножанр требует некоей демократизации языка. Искусства постоянно перекликаются, перетекают друг в друга. А у нас композиторы существуют отдельными планетами, не связанными ни с какими солнечными системами. Поэтому очень важно, что в нашем городе существует мощная история композиторов пермской школы, у которой есть некая направленность. Она началась с Михаила Козлова в 1976 году и была поддержана Алексеем Муравлевым. Он приехал на фестиваль, и как играл! Потрясающе. И это в 83 года! Практически все мои ученики, которые обучались у меня композиции, поступили к нему в «Гнесинку». А их на сегодняшний день пять профессиональных композиторов. В том числе Петр Куличкин – один из моих последних учеников.

Йоахим тоже работал в кино?

– В этот раз он показал две своих детских телеоперы. Великолепно сделанные, добрые, светлые . Надеюсь, что я покажу их Исаакяну. Потому что если бы эти произведения поставили здесь, это тоже было бы событием.