«Грунер-фестиваль. Два Грунера - уже событие», версия для печати. Исходный документ: http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/rez/neug

Два Грунера - уже событие

«Пермские новости», краевая общественно-политическая газета, № 45 (1434) 9-12 ноября 2007 года

 

Маргарита Неугодова 

Грунер-фестиваль
«Грунер-фестиваль» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest). Слева направо:
Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/), Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner), Эвелина Бирюкова.
Фото Владимира Бикмаева

В Пермском театре оперы и балета завершил свою работу уникальный международный «Грунер-фестиваль» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest). Ассамблея задумывалась как форум представителей различных направлений искусства, объединенных музыкой. За три дня фестиваля случились не только мировая, российская и две местные премьеры, но и встреча двух современных композиторов – Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) и Валерия (http://valerygruner.kulichkin.ru/) Грунеров, один из которых представлял Германию, а другой – Пермь и Россию. Но самое удивительное в том, что эти два тезки никогда не виделись раньше!..

«Любезный Валерий, я был очень взволнован и рад увидеть тебя и познакомиться с тобой лично! Дни, проведенные в Перми, несмотря на все сложности, прошли для меня легко, т.к. ты всегда был рядом... Идея «Грунер-фестиваля» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) сама по себе довольно сумасшедшая, и я надеюсь, что он вызвал большой резонанс у общественности. Толерантность пермских коллег и публики я считаю неповторимой, где еще можно встретить такую? Я тебя также ценю очень и как композитора, особенно после премьеры твоего крупного произведения для хора с оркестром, которое меня глубоко тронуло... Мы еще встретимся? Я на это надеюсь всем сердцем! Позволь мне тебя еще раз обнять, как коллега коллегу, Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner)». Это строки из письма, которое немецкий композитор прислал по электронной почте своему пермскому коллеге уже после фестиваля. «ПН» попросили своими впечатлениями о форуме поделиться и Валерия Грунера (http://valerygruner.kulichkin.ru/).

 

– А откуда вы узнали о существовании своего однофамильца?

– В начале 90-х годов на «Евровидении» прозвучал концерт Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) «Концерт для тубы и симфонического оркестра». Я смотрел его по телевизору. И был удивлен двумя вещами: во-первых, тем, что есть человек, который носит такую же фамилию, а во-вторых, что этот человек еще и композитор, как я. Да еще и играет не популярную, а симфоническую музыку. Эти факты меня очень заинтриговали. Позднее у нас зашел разговор с тогда еще совсем молодым режиссером пермской оперы Георгием Исаакяном, который задумался о проведении некоего международного фестиваля. Он-то и сказал мне: «А не пригласить ли нам из-за рубежа какого-нибудь композитора?» Тут я и рассказал ему о немецком Грунере (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner). Исаакяна это поразило: «Так это же здорово, может, нам в этом направлении и подумать?» Но прошел десяток с лишним лет, прежде чем этот проект все-таки осуществился. Я рад, что событие совпало с 30-летием моей творческой деятельности и 30-летием пермской композиторской школы. Исаакян познакомил меня с Эвелиной Бирюковой, и через Гете-институт мы вышли на Союз композиторов Германии. А с ноября прошлого года уже мы с ним переписывались по электронной почте через переводчиков.

– А как «тамошний» Грунер отнесся к существованию российского тезки?

– Когда Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) узнал о моем существовании, первое, что он попросил, были ноты и записи. Хотел узнать: что за компания, собственно, ему грозит, какого уровня? Я ему прислал два диска «Третьего берега» – произведения пермской композиторской школы, где были и мои сочинения.

– На российской премьере «Концерта для тубы и симфонического оркестра» Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) соло исполнял золотая туба мира Клаус Бургер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger)

Клаус Бургер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) поразил сразу и всех. Этот музыкант занимается йогой и вот уже 20 лет ходит исключительно босиком. В том числе и на сцене. Мы спрашивали, не холодно ли ему. Нет, говорит, я на всякий случай взял пару обуви, которую собираюсь надеть исключительно в тридцатиградусный мороз. Когда он появился на таможне, у таможенников отвисли челюсти: потертые и вытянутые на коленях джинсы, мятая рубаха, золотые с проседью дреды. Эвелина Бирюкова мне сказала: «Предупреди всех в театре, чтоб не падали, завидев Клауса (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger)!..» Но люди искусства еще и не к такому привыкли. Тем более что он оказался человеком очень общительным и открытым.

– А какое впечатление на вас произвел Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner)?

– При первой же встрече сразу возникло ощущение энергетического совпадения, как будто мы давно друг друга знали, не говоря уже о том, что он очень большой музыкант.

Фестиваль (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) действительно будет ежегодным?

– Хотелось, чтобы это было так. Сами понимаете, что все опять же зависит от финансирования. Хотя изначально планировалось, что фестиваль (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) с одной и той же программой один год будет проходить здесь, а другой – за границей.

Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) готов этим заниматься в Германии?

– Вообще-то он уже очень пожилой человек. Ему 72 года. Хотелось бы найти какие-то организации, готовые этим заниматься. А Клаус (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) хочет сделать в Германии несколько концертов, где будут звучать мои произведения, и найти спонсоров, чтобы заказать мне сочинения для тубы.

Но, кстати, кто сказал, что все это обязательно должно происходить в Германии? А почему бы не в какой-нибудь другой стране? Фестиваль (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) я мыслю как форум искусств, объединенных музыкой, который дает возможность раздвигать границы. Почему я сделал во второй день киноконцерт? Это некий посыл, что современная музыка присутствует и в кино, и в театре. Музыка – вообще некое объединяющее начало в жизни.

– Вы заговорили о кино…

– На сегодняшний день я сделал пять фильмов вместе с Павлом Печенкиным. Мне эта работа интересна тем, что позволяет погружаться в разные социальные и национальные слои. Потому что я писал и русскую музыку, и еврейский танец, и татарские мелодии. Есть и еще одна культура, которая мне интересна: поскольку мой отец родился в Венгрии, то я пишу и в венгерском ключе. Киножанр требует некоей демократизации языка. Искусства постоянно перекликаются, перетекают друг в друга. А у нас композиторы существуют отдельными планетами, не связанными ни с какими солнечными системами. Поэтому очень важно, что в нашем городе существует мощная история композиторов пермской школы, у которой есть некая направленность. Она началась с Михаила Козлова в 1976 году и была поддержана Алексеем Муравлевым (http://muravlev.kulichkin.ru/). Он приехал на фестиваль, и как играл! Потрясающе. И это в 83 года! Практически все мои ученики, которые обучались у меня композиции, поступили к нему в «Гнесинку». А их на сегодняшний день пять профессиональных композиторов. В том числе Петр Куличкин (http://peter.kulichkin.ru/) – один из моих последних учеников.

Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) тоже работал в кино?

– В этот раз он показал две своих детских телеоперы. Великолепно сделанные, добрые, светлые . Надеюсь, что я покажу их Исаакяну. Потому что если бы эти произведения поставили здесь, это тоже было бы событием.

 

Все права защищены © TRETII-BEREG.KULICHKIN.RU, 2014.