Загадка «фамильного» бренда
«Пермь Великая», бюллетень молодежного культурно-просветительного центра Пермского края (учредитель — Пермский институт искусства и культуры) 2008, №29(январь -февраль)
Казалось бы, пермяки уже начали привыкать к музыкальным сюрпризам от земляка-композитора. Валерий Грунер удивлять умеет, и делает это весьма эффектно. Взять, скажем его премьеру его сочинения «Торжество графомана». Согласитесь, не каждый композитор способен исполнить одновременно вокальную и фортепианную партии, сыграть на спичечном коробке, разговаривать голосами Козьмы Пруткова и Пещерного Человека, быть художественным руководителем, директором, PR-менеджером, пресс-секретарем проекта, и еще (что отнюдь не маловажно!) организовать заключительный банкет.
Конечно, композитор В.И. Грунер (ныне президент Пермского международного продюсерского агентства "Третий берег") начинал более «скромно». Например, с открытия пермского отделения Союза композиторов СССР, затем — единственной в России Детской школы композиции. Как продюсер он успел «отметиться» еще двадцать лет назад при организации премьеры собственной оратории «Мадьярская колесница» для солиста, хора, оркестра и венгерских цимбал (венгерских цимбал в Перми, естественно, не было, их пришлось везти из Молдавии).
Но состоявшийся в ноябре 2007 года Грунер-фестиваль оказался самым громким Грунер-проектом. Фестиваль прошел в три вечера. Симфоническая программа, киноконцерт и вечер камерной музыки. Концентрация музыкальных достижений проекта для Перми уникальна. Симфонические сочинения Валерия и Иоахима Грунеров — это премьеры: мировая и российская. Жанр киноконцерта — вообще совершенно новый. Обще-музыкальный уровень — очень высокий и ровный. Проект полностью свободен от «провинциализма». В том числе, от двух его особенно распространенных форм: поклонения идолам авангарда и местечково-патриотической истерии. Это был именно фестиваль. Причем фестиваль по-настоящему международный.
Лев Горбунов, Алексей Муравлев, Виталий Коваленко, Валерий Грунер,
Йоахим Грунер, Клаус Бургер, Петр Куличкин
Но это еще далеко не все. Грунер-фестивалю присуще какое-то особое, индивидуальное обаяние. В чем же тут дело? Чем он так импонирует?
Конечно, особой, парадоксальной непосредственностью идеи. Вот, скажем, почти у всех нас есть компьютер и Интернет. И многие заходили в Yandex или Google, набирали свою фамилию и... смотрели, то там вылезет. Интересно? Еще бы! Весьма увлекательное занятие (по крайней мере, на взгляд автора этих строк). Можно, как известно, и познакомиться (и даже жениться/выйти замуж) через Интернет. Но сделать поводом для личного знакомства международный фестиваль — для такого масштаба надо быть Грунером. Как наш Валерий Иванович.
Впрочем, сорваться с места в семьдесят четыре года, чтобы поехать за несколько тысяч километров в незнакомый город в стране с совершенно противоположным менталитетом, да еще доверить, можно сказать, премьерные исполнения своих сочинений исполнителям без каких-либо рекомендаций — для этого тоже надо быть Грунером. Как маэстро маэстро Иоахим.
Итак, Иоахим и Валерий Грунеры — композиторы и однофамильцы. Больше их ничего не объединяет (по крайней мере, внешне). Для все еще сомневающихся добавлю, что фамилия нашего, пермского Грунера имеет отнюдь не немецкое, а венгерское происхождение.
Влияет ли фамилия на музыку?..
Не буду умничать - расскажу анекдот:
Один дирижер как-то сказал немецкому композитору Карлу Орфу:
- Ну что же это за музыка, которую Вы пишите? Диссонанс на диссонансе, невозможно слушать... Берите пример с Моцарта! Вслушайтесь, как мелодично звучит Mo-zart... А какое окончание? Zart... Ведь Вы же немец и прекрасно знаете, что zart - это нежность...
- Вы совершенно правы насчет "брать пример" и насчет Моцарта, - ответил Орф. - Однако вслушайтесь, как звучит моя фамилия - Orff!!! А какое окончание?.. ff! Ведь Вы же музыкант и прекрасно знаете, что ff - это фортиссимо!
Так вот. Уникальность Грунер-фестиваля в том, что в самой музыке композиторов-однофамильцев действительно есть общее! Вроде бы, трудно представить более контрастные сочинения, чем Концерт для тубы с оркестром Иоахима Грунера и «Последний корабль» Валерия Грунера. Но концерт-драма «Последний корабль» отнюдь не «чужой» для немецкой музыкальной традиции. «Гибель богов» Рихарда Вагнера и симфонии Густава Малера — вполне похожи на его прародителей... А по-театральному эффектный юмор Концерта для тубы — очень близкий родственник изощренной эксцентрики «Торжества графомана»!
Казалось бы, в камерной музыке труднее обнаружить «фамильное» сходство, поскольку пермский Грунер был представлен, в основном, сочинениями для голоса с фортепиано, а берлинский — инструментальной музыкой, для ансамблей духовых. Но ведь и у Валерия Грунера есть Квинтет для Пяти духовых и ударных — такой же «концертный», как и ансамбли Йоахима!
Что же касается вокальной музыки... Валерий Грунер — настоящий мэтр в этой сфере, и пермяки могут по праву гордится своим земляком. По крайней мере, если не сейчас, то лет через пятьдесят, когда в музыкальных училищах и консерваториях нашей страны после романсов Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и Свиридова станут изучать «Мадьярскую колесницу» и «Кораблик». Поэтому, дорогие читатели, если Вы были в третий день фестиваля на премьере «Кораблика» — не выбрасывайте программки...
Нынче, кстати, вообще мало где найдешь композитора, способного написать романс или песню, которую можно собственно петь (а не просто произносить слова, издавая звуки высокой или низкой частоты). А если уж композитор решился написать что-нибудь относительно напевное, то избежать эстрадной банальности и оперных штампов — задача для него подчас просто неподъемная.
Впрочем, такие задачи неподъемными могут быть для кого угодно, но только не для Йоахима Грунера. На киноконцерте звучали фрагменты его музыки из детской оперы «Мальчик, который обнаружил лес» и песня из кинофильма «Бременские муыканты». Первое сочинение комментировать бесполезно: это надо слышать и видеть. По уровню оно вполне может стоять в одном ряду с лучшими сочинениями для детей: никакого примитива, все просто, современно и увлекательно. Что же касается песни из «Бременских музыкантов»... Могу со всей ответственностью заявить, что песня Йоахима Грунера нисколько не уступает песням Геннадия Гладкова из «наших» «Бременских музыкантов»!
В заключение, упомяну еще об одном сюрпризе фестиваля. Им оказался тубист Клаус Бургер, выделявшийся даже на ярком фоне двух Грунеров. Музыкант экстра-класса, для которого давно не существует никаких технических трудностей, автор импровизации для тубы соло «Критика капитализма глазами человека капиталистического мира», кинокомпозитор (на фестивале демонстрировался фрагмент фильма «Сталинградская битва» (!) с его музыкой). Даже не играя на тубе, он все равно обращал на себя внимание за счет колоритной внешности: очень потертые джинсы, длинные волосы, заплетенные в косички-дреды, и полное отсутствие обуви. Босиком он ходил как по ноябрьскому асфальту пермских улиц, так и по сценам органного зала и оперного театра.
Конечно, обо всем сразу рассказать невозможно. Многие участники фестиваля, безусловно, заслуживают пристального журналистского внимания, тем более, что они им отнюдь не избалованы... Однако сегодня наш рассказ подходит к концу. До новых встреч, дорогие читатели, и...
...кстати! По всей вероятности, Грунер-сюрпризы далеко еще не закончились...
Имейте в виду! :-)