Загадка «фамильного» бренда
«Пермь Великая», бюллетень молодежного культурно-просветительного центра Пермского края (учредитель — Пермский институт искусства и культуры) 2008, №29(январь -февраль)
Петр Куличкин (http://peter.kulichkin.ru/)
Казалось бы, пермяки уже начали привыкать к
музыкальным сюрпризам от земляка-композитора. Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) удивлять умеет, и
делает это весьма эффектно. Взять, скажем его премьеру его сочинения «Торжество графомана» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1997-2005/graf). Согласитесь, не каждый композитор способен
исполнить одновременно вокальную и фортепианную партии, сыграть на спичечном
коробке, разговаривать голосами Козьмы Пруткова и Пещерного Человека, быть
художественным руководителем, директором, PR-менеджером, пресс-секретарем
проекта, и еще (что отнюдь не маловажно!) организовать заключительный банкет.
Конечно, композитор В.И. Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) (ныне президент Пермского
международного продюсерского агентства "Третий берег" (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/)) начинал более «скромно».
Например, с открытия пермского отделения Союза композиторов СССР, затем — единственной
в России Детской школы композиции. Как продюсер он успел «отметиться» еще
двадцать лет назад при организации премьеры собственной оратории «Мадьярская колесница» для солиста, хора, оркестра и венгерских
цимбал (венгерских цимбал в Перми, естественно, не было, их пришлось везти из
Молдавии).
Но состоявшийся в ноябре 2007 года Грунер-фестиваль
оказался самым громким Грунер-проектом. Фестиваль прошел в три вечера.
Симфоническая программа, киноконцерт и вечер камерной музыки. Концентрация
музыкальных достижений проекта для Перми уникальна. Симфонические сочинения Валерия (http://valerygruner.kulichkin.ru/) и Иоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) Грунеров — это премьеры: мировая и российская. Жанр
киноконцерта — вообще совершенно новый. Обще-музыкальный уровень — очень
высокий и ровный. Проект полностью свободен от «провинциализма». В том числе,
от двух его особенно распространенных форм: поклонения идолам авангарда и местечково-патриотической
истерии. Это был именно фестиваль.
Причем фестиваль по-настоящему международный.
Но это еще далеко не все. Грунер-фестивалю (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest)
присуще какое-то особое, индивидуальное обаяние. В чем же тут дело? Чем он так
импонирует?
Конечно, особой, парадоксальной
непосредственностью идеи. Вот, скажем, почти у всех нас есть компьютер и
Интернет. И многие заходили в Yandex или Google, набирали свою фамилию и...
смотрели, то там вылезет. Интересно? Еще бы! Весьма увлекательное занятие (по крайней
мере, на взгляд автора этих строк). Можно, как известно, и познакомиться (и
даже жениться/выйти замуж) через Интернет. Но сделать поводом для личного
знакомства международный фестиваль — для такого масштаба надо быть Грунером.
Как наш Валерий Иванович (http://valerygruner.kulichkin.ru/).
Впрочем, сорваться с места в
семьдесят четыре года, чтобы поехать за несколько тысяч километров в незнакомый
город в стране с совершенно противоположным менталитетом, да еще доверить,
можно сказать, премьерные исполнения своих сочинений исполнителям без каких-либо
рекомендаций — для этого тоже надо быть Грунером. Как маэстро маэстро Иоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner).
Итак, Иоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) и Валерий (http://valerygruner.kulichkin.ru/) Грунеры —
композиторы и однофамильцы. Больше их ничего не объединяет (по крайней мере,
внешне). Для все еще сомневающихся добавлю, что фамилия нашего, пермского
Грунера имеет отнюдь не немецкое, а венгерское происхождение.
Влияет ли фамилия на музыку?..
Не буду
умничать - расскажу анекдот:
Один дирижер
как-то сказал немецкому композитору Карлу Орфу:
- Ну что же
это за музыка, которую Вы пишите? Диссонанс на диссонансе, невозможно
слушать... Берите пример с Моцарта! Вслушайтесь, как мелодично звучит
Mo-zart... А какое окончание? Zart... Ведь Вы же немец и прекрасно знаете, что
zart - это нежность...
- Вы
совершенно правы насчет "брать пример" и насчет Моцарта, - ответил Орф.
- Однако вслушайтесь, как звучит моя
фамилия - Orff!!! А какое окончание?.. ff! Ведь Вы же музыкант и прекрасно
знаете, что ff - это фортиссимо!
Так вот. Уникальность Грунер-фестиваля (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) в том, что в самой
музыке композиторов-однофамильцев действительно есть общее! Вроде бы, трудно
представить более контрастные сочинения, чем Концерт для тубы с оркестром Иоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) и «Последний корабль» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1983-1996/lastship) Валерия Грунера (http://valerygruner.kulichkin.ru/). Но концерт-драма «Последний корабль» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1983-1996/lastship) отнюдь не «чужой» для немецкой музыкальной традиции. «Гибель богов» Рихарда Вагнера и симфонии Густава Малера — вполне
похожи на его прародителей... А по-театральному эффектный юмор Концерта для
тубы — очень близкий родственник изощренной эксцентрики «Торжества графомана» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1997-2005/graf)!
Казалось бы, в камерной музыке
труднее обнаружить «фамильное» сходство, поскольку пермский Грунер
был представлен, в основном, сочинениями для голоса с фортепиано, а берлинский —
инструментальной музыкой, для ансамблей духовых. Но ведь и у Валерия Грунера (http://valerygruner.kulichkin.ru/) есть
Квинтет для Пяти духовых и ударных — такой же «концертный», как и ансамбли Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner)!
Что же касается вокальной
музыки... Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) — настоящий мэтр в этой сфере, и пермяки могут по
праву гордится своим земляком. По крайней мере, если не сейчас, то лет через
пятьдесят, когда в музыкальных училищах и консерваториях нашей страны после
романсов Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и Свиридова станут изучать «Мадьярскую
колесницу» и «Кораблик». Поэтому, дорогие читатели, если Вы были
в третий день фестиваля на премьере «Кораблика» — не выбрасывайте программки...
Нынче, кстати, вообще мало где
найдешь композитора, способного написать романс или песню, которую можно
собственно петь (а не просто произносить слова, издавая звуки высокой или
низкой частоты). А если уж композитор решился написать что-нибудь относительно
напевное, то избежать эстрадной банальности и оперных штампов — задача для него
подчас просто неподъемная.
Впрочем, такие задачи
неподъемными могут быть для кого угодно, но только не для Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner). На
киноконцерте звучали фрагменты его музыки из детской оперы «Мальчик,
который обнаружил лес» и песня из кинофильма «Бременские
муыканты». Первое сочинение комментировать бесполезно: это надо слышать и
видеть. По уровню оно вполне может стоять в одном ряду с лучшими сочинениями
для детей: никакого примитива, все просто, современно и увлекательно. Что же
касается песни из «Бременских музыкантов»... Могу со всей
ответственностью заявить, что песня Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) нисколько не уступает
песням Геннадия Гладкова из «наших» «Бременских
музыкантов»!
«Грунер-фестиваль». Клаус Бургер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger)
В заключение, упомяну еще об
одном сюрпризе фестиваля. Им оказался тубист Клаус Бургер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger), выделявшийся даже на
ярком фоне двух Грунеров. Музыкант
экстра-класса, для которого давно не существует никаких технических трудностей,
автор импровизации для тубы соло «Критика капитализма глазами человека
капиталистического мира», кинокомпозитор (на фестивале демонстрировался
фрагмент фильма «Сталинградская битва» (!) с его музыкой). Даже не
играя на тубе, он все равно обращал на себя внимание за счет колоритной
внешности: очень потертые джинсы, длинные волосы, заплетенные в косички-дреды,
и полное отсутствие обуви. Босиком он ходил как по ноябрьскому асфальту
пермских улиц, так и по сценам органного зала и оперного театра.
Конечно, обо всем сразу
рассказать невозможно. Многие участники фестиваля (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest), безусловно, заслуживают
пристального журналистского внимания, тем более, что они им отнюдь не
избалованы... Однако сегодня наш рассказ подходит к концу. До новых встреч,
дорогие читатели, и...
...кстати! По всей вероятности,
Грунер-сюрпризы далеко еще не закончились...
Имейте в виду! :-)
Все права защищены © TRETII-BEREG.KULICHKIN.RU, 2014.