«Грунер-фестиваль. "Загадка "фамильного" бренда», версия для печати. Исходный документ: http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/rez/kul

Загадка «фамильного» бренда

«Пермь Великая», бюллетень молодежного культурно-просветительного центра Пермского края (учредитель — Пермский институт искусства и культуры) 2008, №29(январь -февраль)

 

Петр Куличкин (http://peter.kulichkin.ru/)


Казалось бы, пермяки уже начали привыкать к музыкальным сюрпризам от земляка-композитора. Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) удивлять умеет, и делает это весьма эффектно. Взять, скажем его премьеру его сочинения «Торжество графомана» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1997-2005/graf). Согласитесь, не каждый композитор способен исполнить одновременно вокальную и фортепианную партии, сыграть на спичечном коробке, разговаривать голосами Козьмы Пруткова и Пещерного Человека, быть художественным руководителем, директором, PR-менеджером, пресс-секретарем проекта, и еще (что отнюдь не маловажно!) организовать заключительный банкет.

Конечно, композитор В.И. Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) (ныне президент Пермского международного продюсерского агентства "Третий берег" (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/)) начинал более «скромно». Например, с открытия пермского отделения Союза композиторов СССР, затем — единственной в России Детской школы композиции. Как продюсер он успел «отметиться» еще двадцать лет назад при организации премьеры собственной оратории «Мадьярская колесница» для солиста, хора, оркестра и венгерских цимбал (венгерских цимбал в Перми, естественно, не было, их пришлось везти из Молдавии).  

Но состоявшийся в ноябре 2007 года Грунер-фестиваль оказался самым громким Грунер-проектом. Фестиваль прошел в три вечера. Симфоническая программа, киноконцерт и вечер камерной музыки. Концентрация музыкальных достижений проекта для Перми уникальна. Симфонические сочинения Валерия (http://valerygruner.kulichkin.ru/) и Иоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) Грунеров — это премьеры: мировая и российская. Жанр киноконцерта — вообще совершенно новый. Обще-музыкальный уровень — очень высокий и ровный. Проект полностью свободен от «провинциализма». В том числе, от двух его особенно распространенных форм: поклонения идолам авангарда и местечково-патриотической истерии. Это был именно фестиваль. Причем фестиваль по-настоящему международный.

Грунер-фестиваль
«Грунер-фестиваль» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest). Слева направо:
Лев Горбунов, Алексей Муравлев (http://muravlev.kulichkin.ru/), Виталий Коваленко, Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/),
Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner), Клаус Бургер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger), Петр Куличкин (http://peter.kulichkin.ru/)
Фото Сергея Копышко
 

Но это еще далеко не все. Грунер-фестивалю (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) присуще какое-то особое, индивидуальное обаяние. В чем же тут дело? Чем он так импонирует?

Конечно, особой, парадоксальной непосредственностью идеи. Вот, скажем, почти у всех нас есть компьютер и Интернет. И многие заходили в Yandex или Google, набирали свою фамилию и... смотрели, то там вылезет. Интересно? Еще бы! Весьма увлекательное занятие (по крайней мере, на взгляд автора этих строк). Можно, как известно, и познакомиться (и даже жениться/выйти замуж) через Интернет. Но сделать поводом для личного знакомства международный фестиваль — для такого масштаба надо быть Грунером. Как наш Валерий Иванович (http://valerygruner.kulichkin.ru/).

Впрочем, сорваться с места в семьдесят четыре года, чтобы поехать за несколько тысяч километров в незнакомый город в стране с совершенно противоположным менталитетом, да еще доверить, можно сказать, премьерные исполнения своих сочинений исполнителям без каких-либо рекомендаций — для этого тоже надо быть Грунером. Как маэстро маэстро Иоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner).

Итак, Иоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) и Валерий (http://valerygruner.kulichkin.ru/) Грунеры — композиторы и однофамильцы. Больше их ничего не объединяет (по крайней мере, внешне). Для все еще сомневающихся добавлю, что фамилия нашего, пермского Грунера имеет отнюдь не немецкое, а венгерское происхождение.

Влияет ли фамилия на музыку?..

 

Не буду умничать - расскажу анекдот: 

Один дирижер как-то сказал немецкому композитору Карлу Орфу:

- Ну что же это за музыка, которую Вы пишите? Диссонанс на диссонансе, невозможно слушать... Берите пример с Моцарта! Вслушайтесь, как мелодично звучит Mo-zart... А какое окончание? Zart... Ведь Вы же немец и прекрасно знаете, что zart - это нежность...

- Вы совершенно правы насчет "брать пример" и насчет Моцарта, - ответил Орф. - Однако вслушайтесь,  как звучит моя фамилия - Orff!!! А какое окончание?.. ff! Ведь Вы же музыкант и прекрасно знаете, что ff - это фортиссимо!

 

 

Так вот. Уникальность Грунер-фестиваля (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) в том, что в самой музыке композиторов-однофамильцев действительно есть общее! Вроде бы, трудно представить более контрастные сочинения, чем Концерт для тубы с оркестром Иоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) и «Последний корабль» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1983-1996/lastship) Валерия Грунера (http://valerygruner.kulichkin.ru/). Но концерт-драма «Последний корабль» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1983-1996/lastship) отнюдь не «чужой» для немецкой музыкальной традиции. «Гибель богов» Рихарда Вагнера и симфонии Густава Малера — вполне похожи на его прародителей... А по-театральному эффектный юмор Концерта для тубы — очень близкий родственник изощренной эксцентрики «Торжества графомана» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1997-2005/graf)!

Казалось бы, в камерной музыке труднее обнаружить «фамильное» сходство, поскольку пермский Грунер был представлен, в основном, сочинениями для голоса с фортепиано, а берлинский — инструментальной музыкой, для ансамблей духовых. Но ведь и у Валерия Грунера (http://valerygruner.kulichkin.ru/) есть Квинтет для Пяти духовых и ударных — такой же «концертный», как и ансамбли Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner)!

Что же касается вокальной музыки... Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) — настоящий мэтр в этой сфере, и пермяки могут по праву гордится своим земляком. По крайней мере, если не сейчас, то лет через пятьдесят, когда в музыкальных училищах и консерваториях нашей страны после романсов Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и Свиридова станут изучать «Мадьярскую колесницу» и «Кораблик». Поэтому, дорогие читатели, если Вы были в третий день фестиваля на премьере «Кораблика» — не выбрасывайте программки...

Нынче, кстати, вообще мало где найдешь композитора, способного написать романс или песню, которую можно собственно петь (а не просто произносить слова, издавая звуки высокой или низкой частоты). А если уж композитор решился написать что-нибудь относительно напевное, то избежать эстрадной банальности и оперных штампов — задача для него подчас просто неподъемная.

Впрочем, такие задачи неподъемными могут быть для кого угодно, но только не для Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner). На киноконцерте звучали фрагменты его музыки из детской оперы «Мальчик, который обнаружил лес» и песня из кинофильма «Бременские муыканты». Первое сочинение комментировать бесполезно: это надо слышать и видеть. По уровню оно вполне может стоять в одном ряду с лучшими сочинениями для детей: никакого примитива, все просто, современно и увлекательно. Что же касается песни из «Бременских музыкантов»... Могу со всей ответственностью заявить, что песня Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jguner) нисколько не уступает песням Геннадия Гладкова из «наших» «Бременских музыкантов»!

 

Грунер-фстиваль. Клаус Бургер
«Грунер-фестиваль». Клаус Бургер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger)
Фото Юрия Чернова

В заключение, упомяну еще об одном сюрпризе фестиваля. Им оказался тубист Клаус Бургер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger), выделявшийся даже на ярком фоне  двух Грунеров. Музыкант экстра-класса, для которого давно не существует никаких технических трудностей, автор импровизации для тубы соло «Критика капитализма глазами человека капиталистического мира», кинокомпозитор (на фестивале демонстрировался фрагмент фильма «Сталинградская битва» (!) с его музыкой). Даже не играя на тубе, он все равно обращал на себя внимание за счет колоритной внешности: очень потертые джинсы, длинные волосы, заплетенные в косички-дреды, и полное отсутствие обуви. Босиком он ходил как по ноябрьскому асфальту пермских улиц, так и по сценам органного зала и оперного театра.

Конечно, обо всем сразу рассказать невозможно. Многие участники фестиваля (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest), безусловно, заслуживают пристального журналистского внимания, тем более, что они им отнюдь не избалованы... Однако сегодня наш рассказ подходит к концу. До новых встреч, дорогие читатели, и...

 

...кстати! По всей вероятности, Грунер-сюрпризы далеко еще не закончились...

 

Имейте в виду! :-)

Все права защищены © TRETII-BEREG.KULICHKIN.RU, 2014.