Фамилия, которая объединяет
Йоахим Грунер родился в Берлине в 1933 г. С детства занимался скрипкой, фортепьяно. Еще будучи школьником, выступал в качестве органиста. Окончил Берлинскую консерваторию. Работал в Шверине, в Государственном театре в Эрфурте, с 1962 по 1998 год — ударник в оркестре «Комише опер» (Берлин). Здесь был удостоен званий «камер–музыканта» (заслуженного музыканта) и «камер–виртуоза» (ведущего музыканта). Собственную музыку начал сочинять в 1962 году.
С 27 по 29 октября в Перми (Россия) проходил международный фестиваль современной музыки — «Грунер-фестиваль». Наверно, это первый в России, да и во всём мире, музыкальный форум, созданный по принципу единофамилия: на нем звучала музыка двух композиторов — берлинца Йоахима Грунера и пермяка Валерия Грунера.
В основе «Грунер-фестиваля» лежит практически ренессансная идея. В центре стоит творческая личность во всей ее многогранности и спорности», — считает один из организаторов проекта, координатор программ Немецкого культурного центра имени Гёте Эвелина Бирюкова. И с этим трудно поспорить: уникальный культурный мост между Россией и Германией, Берлином и Пермью проложили два, в сущности, очень разных человека, объединенных общим делом и общей фамилией.
Два Грунера — представители разных композиторских школ, но их объединяют некоторые творческие пристрастия, например к жанру концерта. Это подтвердил «Симфонический диалог» «золотой тубы мира». Во втором — акция, с которой начался фестиваль и которая проходила на сцене Пермского оперного театра. В первом отделении прозвучал Концерт для тубы с симфоническим оркестром Йоахима Грунера при участии уникального музыканта Клауса Бургера, во втором — концерт-драма «Последний корабль» для фортепиано, чтеца, хора и симфонического оркестра по мотивам древнегерманского эпоса и произведений Александра Грина. Это сочинение Валерия Грунера было создано более десяти лет назад, но премьера его состоялась именно на пермском фестивале. Потом был еще киноконцерт — «Музыка и кино», в котором, помимо произведений пермских музыкантов, демонстрировались фрагменты из фильмов, озвученных музыкой немецкого композитора. А завершился фестиваль камерным концертом «Творчество без границ» с участием двух Грунеров, а также пермских и московских композиторов.
Накануне старта этого уникального музыкального проекта нам удалось построить
свой медиамост и задать обоим Грунерам несколько одинаковых вопросов.
Впервые о Йоахиме Грунере я узнал благодаря телевидению. По Евровидению шел его Концерт для трубы с оркестром. Причем это было в начале 1990-х гг. Я тогда очень удивился, что есть еще человек с такой фамилией, как у меня. В России, например, кроме меня и моих ближайших родственников, больше Грунеров нет. Я проверял. А на Западе, как оказалось, их много. Первый раз свою фамилию я встретил в связи с Теодором Амадеем Гофманом. Был у него такой друг — барон Юстус фон Грунер, возглавлявший прогрессивную на то время секту демагогов. Вторым стал Йоахим. А теперь, когда я занялся поисками других Грунеров, обнаружил еще и Оливье Грунера — голливудского актера.
Я и не подозревал о том, что в Перми живет мой однофамилец — композитор Грунер. Да и откуда я мог об этом знать? Он ведь тоже ничего обо мне не знал, пока не нашел мою фамилию в Интернете. Когда началась подготовка к этому проекту, мне прислали два компакт-диска и ноты с музыкой Валерия — интересно, хотя, на мой взгляд, она звучит очень по-русски. Поэтому меня очень занимает, как воспримет мою музыку российская публика.
Йоахим, узнав о фестивале, первым делом запросил мою музыку, чтобы решить, будет ли он участвовать или нет. Когда я ему прислал диски и ноты, он сказал: «Да, эта компания мне подойдет». Для меня это само по себе признание, причем признание композитора с мировым именем. Йоахим написал мне, что ему очень понравились мои произведения, и он прислал мне диск со своей музыкой.
— Вы оба пишете серьезную классическую музыку. Насколько схожи и различны ваши подходы к творчеству?
Как я уже сказал, Валерий пишет очень по-русски. То есть много пения, хоровых партий, всё написано достаточно тонально, но в то же время и современно — это касается и композиторской техники, которую он применяет. Но мне трудно составить полное впечатление на основе того немногого, что я слышал и видел. Я также послал ему несколько своих записей для того, чтобы он получил возможность познакомиться с моими произведениями. В конечном итоге мы остановились на Концерте для тубы с оркестром. Кстати, устроители фестиваля сами выбрали именно это произведение из нескольких предложенных мною сольных концертов.
Музыка Йоахима звучит очень непривычно для пермского уха. Она строится совершенно на других принципах: у него не мелодическое построение, а ритмическое. Немного напоминает позднего Бартока. Но всё очень крепко, профессионально, и такое знание инструментов симфонического оркестра! Так, как у него играет духовая группа, я не слышал ни у кого. Когда Йоахим прислал ноты Квинтета для четырех тромбонов и тубы, я, честно говоря, столкнулся с большими трудностями. Очень трудная партитура, особенно партия тромбона. Мне сказали, что редкий тромбонист сможет сыграть такую высокую партию. У меня просто руки опустились. Что, думаю, делать? В итоге нашел всё-таки выход — по согласованию с Йоахимом поручил эту партию другому инструменту — флюгельгорну.
На этот вопрос нет однозначного ответа. Если вы относите к классике всю серьезную музыку, тогда возникает вопрос: где взять публику? Как сделать так, чтобы люди ходили в оперные театры и концертные залы? В сегодняшней Европе публика, посещающая подобные концерты, - это в основном люди довольно преклонного возраста. Молодежь, конечно, тоже заходит, но в основном это финансово обеспеченные люди. Кроме того, здесь нужно делать различие между оперным слушателем и концертным. Считается, что на концертах классической музыки публика более интеллигентная - ведь она слушает только музыку. В опере всегда в центре внимания исполнитель, в балете - танцор, т. е. музыка как бы уходит на второй план. А на концерте есть только музыканты и музыка. Лично я отношу свои произведения к современной классической музыке, но это не «развлекательная» музыка. Я не знаю, каково отношение к этой музыке в России, поэтому мне очень интересно, как воспримет ее российский слушатель, — ведь Концерту для тубы с оркестром уже 30 лет.
В мире классика очень популярна. И у нас могло бы быть так же. Но дело в том, что для того, чтобы слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка, какой-то слушательский опыт. А где на это взять время в нашем хаотичном мире? Народ сейчас перестал читать, слушать музыку. И вообще, мы всё ближе к такому образу жизни: что-то схватить, быстренько съесть и убежать заниматься чем-то своим, таким же хаотичным. Человек перестал существовать в большой жизни, он существует в маленьком формате, и в этом формате нет места для значительных явлений. Но несмотря на кажущуюся невостребованность классики, она необходима, потому что если ее не будет, то мутный поток попсы всё вытеснит. В свое время Мусоргский написал: «Если не произойдет громкого переворота во всём укладе европейской жизни, то буфф вступит в легальную связь с канканом. Способ легкого сочинительства столь же легко уживается со способом легкой наживы». Мусоргский уже тогда начал задумываться об этом. Сейчас у нас всё это и выплыло: одна «обезьяна» или кучка «обезьян» на сцене гримасничают, другие в зале жуют и радуются - полное единение всех слоев! Прямо Девятая симфония Бетховена: «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» И как оставаться человеком среди «обезьян»? Многие художники в «обезьяны» подались, жить хорошо хотят! И винить их за это трудно. А отсюда и вытекают востребованность и невостребованность композитора и вообще художника. Если он не «обезьяна» - отношение большинства к нему в лучшем случае настороженное.
Интересная идея, но, разумеется, всё упрется в финансовую сторону вопроса. Проблема будет состоять в том, чтобы оплатить помещение для проведения подобного фестиваля, заплатить музыкантам оркестра. Наверное, можно привлечь каких-то спонсоров, но остается еще немаловажный вопрос: как сегодня привлечь зрителя на подобный фестиваль?
Думаю, что нет ничего невозможного. Могут появиться и другие имена. Мы нашли других представителей фамилии. Кроме уже упомянутого киноартиста есть еще ярчайший исполнитель по фамилии Грунер. Так что можно проводить «Грунер-фестиваль» как форум искусств, объединенных музыкой. Такие проекты хороши тем, что они неожиданны и привлекают к себе внимание, как любая непривычная вещь, выбивающаяся из обычного уклада жизни.
Местное время — Европа экспресс. 2007, от 4 июня — 5 ноября
Виталий КРОПМАН (С. ГОФЕНБЕРГ), Елена ТРЕТЬЯКОВА