Фамилия, которая объединяет
Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) родился в Берлине в 1933 г. С детства занимался скрипкой, фортепьяно. Еще будучи школьником, выступал в качестве органиста. Окончил Берлинскую консерваторию. Работал в Шверине, в Государственном театре в Эрфурте, с 1962 по 1998 год — ударник в оркестре «Комише опер» (Берлин). Здесь был удостоен званий «камер–музыканта» (заслуженного музыканта) и «камер–виртуоза» (ведущего музыканта). Собственную музыку начал сочинять в 1962 году.
(http://valerygruner.kulichkin.ru/)
Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru) родился в Перми в 1956 году. Окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных (отделение композиции). Валерий Грунер дважды становился лауреатом Всесоюзных конкурсов молодых композиторов. Вернувшись в Пермь, преподавал композицию в музыкальной школе и в музыкальном училище. Вместе с Игорем Ануфриевым создал в 1990 году детскую школу композиции, уникальное учреждение — единственное в Европе. В 2003 году Валерий Грунер стал лауреатом премии Пермской области в сфере культуры и искусства.
С 27 по 29 октября в
Перми (Россия) проходил международный фестиваль современной музыки — «Грунер-фестиваль» (http://tetii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest). Наверно, это первый в России, да и во всём
мире, музыкальный форум, созданный по принципу единофамилия: на нем звучала
музыка двух композиторов — берлинца Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) и пермяка Валерия Грунера (http://valerygruner.kulichkin.ru).
В основе «Грунер-фестиваля» лежит практически ренессансная идея. В центре
стоит творческая личность во всей ее многогранности и спорности», — считает
один из организаторов проекта, координатор программ Немецкого культурного
центра имени Гёте Эвелина Бирюкова. И с этим трудно поспорить: уникальный
культурный мост между Россией и Германией, Берлином и Пермью проложили два, в
сущности, очень разных человека, объединенных общим делом и общей фамилией.
Два Грунера — представители разных композиторских школ, но их объединяют
некоторые творческие пристрастия, например к жанру концерта. Это подтвердил
«Симфонический диалог» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/program/symph) «золотой тубы мира». Во втором — акция, с которой начался фестиваль и которая проходила
на сцене Пермского оперного театра. В первом отделении прозвучал Концерт для
тубы с симфоническим оркестром Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) при участии уникального
музыканта Клауса Бургера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger), во втором — концерт-драма
«Последний корабль» (http://valerygruner.kulichkin.ru/comp/1983-1996/lastship) для фортепиано, чтеца, хора и симфонического оркестра по
мотивам древнегерманского эпоса и произведений Александра Грина. Это сочинение
Валерия Грунера было создано более десяти лет назад, но премьера его состоялась
именно на пермском фестивале. Потом был еще киноконцерт — «Музыка и кино» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/program/cin), в
котором, помимо произведений пермских музыкантов, демонстрировались фрагменты
из фильмов, озвученных музыкой немецкого композитора. А завершился фестиваль
камерным концертом «Творчество без границ» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/program/cham) с участием двух Грунеров, а также
пермских и московских композиторов.
Накануне старта этого уникального музыкального проекта нам удалось построить
свой медиамост и задать обоим Грунерам несколько одинаковых вопросов.
— Что вы знаете о своем однофамильце?
Была ли у вас возможность познакомиться с его творчеством?
Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru):
Впервые о
Йоахиме Грунере (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) я узнал благодаря телевидению. По Евровидению шел его
Концерт для трубы с оркестром. Причем это было в начале 1990-х гг. Я тогда
очень удивился, что есть еще человек с такой фамилией, как у меня. В России,
например, кроме меня и моих ближайших родственников, больше Грунеров нет. Я
проверял. А на Западе, как оказалось, их много. Первый раз свою фамилию я встретил
в связи с Теодором Амадеем Гофманом. Был у него такой друг — барон Юстус фон
Грунер, возглавлявший прогрессивную на то время секту демагогов. Вторым стал
Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner). А теперь, когда я занялся поисками других Грунеров, обнаружил еще и
Оливье Грунера — голливудского актера.
Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner):
Я и не подозревал о том, что в Перми живет мой однофамилец —
композитор Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru). Да и откуда я мог об этом знать? Он ведь тоже ничего обо мне не знал,
пока не нашел мою фамилию в Интернете. Когда началась подготовка к этому проекту,
мне прислали два компакт-диска и ноты с музыкой
Валерия (http://valerygruner.kulichkin.ru) — интересно, хотя, на
мой взгляд, она звучит очень по-русски. Поэтому меня очень занимает, как
воспримет мою музыку российская публика.
Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru):
Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner), узнав о фестивале, первым делом запросил мою музыку, чтобы
решить, будет ли он участвовать или нет. Когда я ему прислал диски и ноты, он
сказал: «Да, эта компания мне подойдет». Для меня это само по себе признание,
причем признание композитора с мировым именем.
Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) написал мне, что ему очень
понравились мои произведения, и он прислал мне диск со своей музыкой.
— Вы оба пишете серьезную
классическую музыку. Насколько схожи и различны ваши подходы к творчеству?
Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner):
Как я уже
сказал,
Валерий (http://valerygruner.kulichkin.ru) пишет очень по-русски. То есть много пения, хоровых партий, всё
написано достаточно тонально, но в то же время и современно — это касается и
композиторской техники, которую он применяет. Но мне трудно составить полное
впечатление на основе того немногого, что я слышал и видел. Я также послал ему
несколько своих записей для того, чтобы он получил возможность познакомиться с
моими произведениями. В конечном итоге мы остановились на Концерте для тубы с
оркестром. Кстати, устроители фестиваля сами выбрали именно это произведение из
нескольких предложенных мною сольных концертов.
Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru):
Музыка
Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) звучит очень непривычно для пермского уха. Она строится совершенно на
других принципах: у него не мелодическое построение, а ритмическое. Немного
напоминает позднего Бартока. Но всё очень крепко, профессионально, и такое
знание инструментов симфонического оркестра! Так, как у него играет духовая
группа, я не слышал ни у кого. Когда
Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) прислал ноты Квинтета для четырех
тромбонов и тубы, я, честно говоря, столкнулся с большими трудностями. Очень
трудная партитура, особенно партия тромбона. Мне сказали, что редкий тромбонист
сможет сыграть такую высокую партию. У меня просто руки опустились. Что, думаю,
делать? В итоге нашел всё-таки выход — по согласованию с
Йоахимом (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) поручил эту
партию другому инструменту — флюгельгорну.
— Насколько, на ваш взгляд,
востребована классическая музыка в современном динамичном мире?
Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner):
На этот
вопрос нет однозначного ответа. Если вы относите к классике всю серьезную
музыку, тогда возникает вопрос: где взять публику? Как сделать так, чтобы люди
ходили в оперные театры и концертные залы? В сегодняшней Европе публика,
посещающая подобные концерты, - это в основном люди довольно преклонного
возраста. Молодежь, конечно, тоже заходит, но в основном это финансово
обеспеченные люди. Кроме того, здесь нужно делать различие между оперным
слушателем и концертным. Считается, что на концертах классической музыки
публика более интеллигентная - ведь она слушает только музыку. В опере всегда в
центре внимания исполнитель, в балете - танцор, т. е. музыка как бы уходит на
второй план. А на концерте есть только музыканты и музыка. Лично я отношу свои
произведения к современной классической музыке, но это не «развлекательная»
музыка. Я не знаю, каково отношение к этой музыке в России, поэтому мне очень
интересно, как воспримет ее российский слушатель, — ведь Концерту для тубы с
оркестром уже 30 лет.
Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru):
В мире
классика очень популярна. И у нас могло бы быть так же. Но дело в том, что для
того, чтобы слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка,
какой-то слушательский опыт. А где на это взять время в нашем хаотичном мире?
Народ сейчас перестал читать, слушать музыку. И вообще, мы всё ближе к такому
образу жизни: что-то схватить, быстренько съесть и убежать заниматься чем-то
своим, таким же хаотичным. Человек перестал существовать в большой жизни, он
существует в маленьком формате, и в этом формате нет места для значительных
явлений. Но несмотря на кажущуюся невостребованность классики, она необходима,
потому что если ее не будет, то мутный поток попсы всё вытеснит. В свое время
Мусоргский написал: «Если не произойдет громкого переворота во всём укладе
европейской жизни, то буфф вступит в легальную связь с канканом. Способ легкого
сочинительства столь же легко уживается со способом легкой наживы». Мусоргский
уже тогда начал задумываться об этом. Сейчас у нас всё это и выплыло: одна
«обезьяна» или кучка «обезьян» на сцене гримасничают, другие в зале жуют и
радуются - полное единение всех слоев! Прямо Девятая симфония Бетховена:
«Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» И как оставаться человеком
среди «обезьян»? Многие художники в «обезьяны» подались, жить хорошо хотят! И
винить их за это трудно. А отсюда и вытекают востребованность и
невостребованность композитора и вообще художника. Если он не «обезьяна» -
отношение большинства к нему в лучшем случае настороженное.
— Нет ли у вас желания повторить
подобный фестиваль в Берлине?
Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner):
Интересная идея, но, разумеется, всё упрется в финансовую сторону вопроса.
Проблема будет состоять в том, чтобы оплатить помещение для проведения
подобного фестиваля, заплатить музыкантам оркестра. Наверное, можно привлечь
каких-то спонсоров, но остается еще немаловажный вопрос: как сегодня привлечь
зрителя на подобный фестиваль?
Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru):
Думаю, что
нет ничего невозможного. Могут появиться и другие имена. Мы нашли других
представителей фамилии. Кроме уже упомянутого киноартиста есть еще ярчайший
исполнитель по фамилии Грунер. Так что можно проводить
«Грунер-фестиваль» (http://tetii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) как
форум искусств, объединенных музыкой. Такие проекты хороши тем, что они
неожиданны и привлекают к себе внимание, как любая непривычная вещь,
выбивающаяся из обычного уклада жизни.
Местное время — Европа экспресс. 2007, от 4 июня — 5 ноября
Виталий КРОПМАН (С. ГОФЕНБЕРГ), Елена ТРЕТЬЯКОВА
Все права защищены © TRETII-BEREG.KULICHKIN.RU, 2014.