«Грунер-фестиваль. Золотая туба мира (о Клаусе Бургере)», версия для печати. Исходный документ: http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/rez/ztm

Золотая туба мира

Пермское международное продюсерское агентство "Третий берег". Международный фестиваль современной музыки "Грунер фестиваль". Клаус БургерНам очень понравилось выступление на международном фестивале современной музыки «Грунер-фестиваль» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) немецкого тубиста Клауса Бургера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger). У него не только высочайший уровень музыкального мастерства, но и очень экзотическая внешность. Но зачем ему эти косички, почему он всё время ходит босиком? Вы не знаете?

Светлана и Настя, студентки Пермского музыкального училища

 

Действительно, внешность у Клауса (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) несколько экзотическая. Но подкупает он не этим. Из своего громоздкого инструмента Клаус (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) на концертах в Перми умудрялся извлекать не только низкие звуки, как и положено по конструкции тубы, но и играть тонкую лирику. Некоторые мелодии по звучанию напоминали орган, какие-то — виолончель, а другие —человеческий голос. Палитра просто потрясающая. А пермский композитор Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/), когда читал партитуру концерта своего однофамильца Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) из Германии, не мог понять, как из тубы вообще можно извлекать такие ноты. Наш корреспондент встретился с Клаусом (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) и задал ему несколько вопросов.

 

— Экзотическая внешность принципиальна для вас?

— Да! Уже двадцать лет я ношу косички и хожу босиком в любую погоду. Я с очень большим уважением отношусь к святому Франциску, который был нищ, гол и всегда ходил босиком. Для меня это имеет еще и другое значение — от земли я получаю энергию. А косички на голове — это антенны, которые принимают энергию из космоса. Энергия, конечно, бывает и негативная, и позитивная. С негативной я борюсь всеми своими силами. У каждого человека тоже есть своя энергия, только мы её используем по-разному. В колыбельных песнях тоже есть своя энергетика. Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner), например, для каждого из своих трех детей написал специальную колыбельную. И под них они очень хорошо засыпали. А в Монголии женщины поют песни верблюдам, и, я сам видел, как эти животные плачут под песню. 

 

— А какие-нибудь неудобства в связи с внешностью вы испытывали?

— Да, и неоднократно. В Италии, например, меня постоянно останавливали полицейские, обыскивали и говорили, что по улицам городов по итальянским законам босиком ходить нельзя. Но отпускали, в полицейский участок не отводили. А в Перми я пришел в таком виде в какое-то учреждение, которое занимается организацией культуры. Охранники еле меня пропустили. Серьезных неудобств я не испытываю, но ноги мою часто, особенно когда прихожу в гости, где в квартире лежат хорошие ковры. 

 

— Вчера был ваш концерт. А сегодня с утра вы довольно свежи и бодры, хотя в России удачные концерты принято праздновать до поздней ночи. У вас что, большой опыт?

— Я чувствую себя просто прекрасно! Мы с Йоахимом Грунером (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) успели привыкнуть в России к праздникам. У нас в Германии после тяжелого концерта тоже принято выпивать, но только пиво. Здесь же после пива пермский композитор Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) нам предложили коньяк, много коньяка. А концерт был тяжелым только для меня, а для Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) всё уже позади. Ведь он написал эту музыку тридцать лет назад. Мне было очень сложно играть его по технике исполнения, Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) написал так называемую «двуязыковую» музыку, её практически невозможно исполнить, но я старался. Игра на тубе с переменой дыхания требует особой подготовки, а у нас на репетицию с оркестром времени было не очень много. Но я должен отметить высочайший уровень пермских музыкантов, особенно исполнение партии фортепьяно Виталием Коваленко.

 

За тридцать лет, наверное, можно ко всему привыкнуть. Вы давно работаете вместе?

— Я впервые получил партитуру концерта, когда еще был студентом. А технику исполнения мне подсказал другой тубист, кое-что как композитор Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) добавил от себя, и потребовал от меня, чтобы я играл именно так. 

 

— Я не музыкант, наверное, поэтому мне всегда казалось, что на тубе невозможно играть лирику. А в концерте она прозвучала. Как такое возможно?

— Туба хороша для того, кто на ней много играет, и только такой музыкант может делать с ней всё, что хочет. Просто надо быть готовым открыть душу и сердце, идти на риск и много и прилежно работать над техникой исполнения. А ещё для игры на тубе надо обладать хорошим чувством юмора, силой, стремлением к борьбе и любовью. Бороться надо с собой, чтобы преодолеть все технические сложности. Здесь так же, как при восхождении на гору на высоту восемь тысяч метров. Нельзя останавливаться в лагере на высоте пять километров, надо обязательно двигаться дальше, чтобы преодолеть природу. У тубы бывают то очень низкие звуки, то очень высокие, переход от одних к другим сложный, он требует немалых усилий.

 

— В концерте звучали немного непривычные для духового инструмента вибрирующие звуки, напоминающие игру на воргане. Как удалось добиться этого?

— Это техника, которую я сам создал. Она напоминает игру на традиционном австралийском инструменте диджери-ду, это такая длинная труба. У неё шестнадцать видов колебаний разной высоты. И в органе главная труба настроена так, что она может издавать и очень глубокие, и очень высокие звуки с диапазоном в восемь октав. Туба, как говорится, довольно долго спала. Инструмент это молодой, он был изобретен только в 1840 году, и раньше от него не многое требовалось. И только к концу второй мировой войны туба «проснулась». Появились исполнители и композиторы, которые развивали технику и использовали потенциальные возможности инструмента из каких-то идеалистических соображений. И за двадцать лет было сделано намного больше, чем за предыдущие сто пять. Сейчас я использую тубу и как ударный инструмент. И противоречия в этом не вижу - скрипка тоже так может быть использована.

 

— В любом музыкальном произведении чувствуется то влияние природы, то влияние города. Музыку Хиндеминта, например, называют урбанистической. Как бы вы охарактеризовали концерт Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner)?

— Он сам шутит, что его музыка скорее государственная, чем городская. Это построено на игре слов в немецком языке, когда «город» и «государство» звучат примерно одинаково. Музыка Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) больше «конструирована». И Виталий Коваленко отметил, что она более напоминает музыку современности — то замедляется, то ускоряется, то включаются какие-то шумы. Эта точная характеристика современности, в которой человек должен выживать. Наверное, по этой причине в Западной Германии музыка Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) не воспринималась, там была своеобразная анемия государственности. И сейчас, после объединения, мало что изменилось. Я всегда очень завидовал восточным немцам — они могут писать и слушать музыку, которая идет от сердца. И с большим уважением отношусь к композиторам, которые ориентируются на Восток, — Шостаковичу, Стравинскому, венгру Бартоку, польским композиторам.

 

— Принято говорить, что архитектура — это застывшая музыка. А с чем можно сравнить саму музыку?

— Это цвет, соотношение цветов, их звучание. В музыке есть такое понятие, как квинта — это соотношение два к трем. Аспект не только философский, но и архитектурный. В строительстве такая пропорция является основной. И в религии так же. Существует триединство, в котором Бог-отец — это один, Бог-сын — два, Бог-святой дух — три. С точки зрения биологии главная составляющая ритма — это секунда, то есть удар сердца. Для меня хорошая музыка это такая, которая учитывает ритм в шестьдесят ударов в минуту. Есть, конечно, музыка, ориентированная на ритм в сто тридцать ударов в минуту, но она мне категорически не нравится. Музыка должна идти от сердца, а не от определенно настроенного метронома.

 

— Вы очень эмоциональны на выступлениях. А в оркестре зачастую музыканты играют с каменными лицами. Эмоции помогают или мешают?

— Когда я начинаю играть, я просто ныряю в музыку. И получается, что не я играю, а мной играют. Игра на тубе — это обмен энергией между музыкой и исполнителем. А многие оркестранты просто выполняют работу. Именно по этой причине я стал выступать как солист. Пусть я потерял в деньгах, но сохранил позитивную энергию. И каждый концерт для меня это не работа, а грандиозное событие. Так же, как и выступление в Перми.

 

Константин Шумов

Слухи, скандалы, сплетни. Пермская краевая газета , №85 от 17 ноября 2007 года

Фото газеты

 

Все права защищены © TRETII-BEREG.KULICHKIN.RU, 2014.