Золотая туба мира
Нам очень понравилось выступление на международном
фестивале современной музыки «Грунер-фестиваль» (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest) немецкого тубиста Клауса
Бургера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger). У него не только высочайший уровень музыкального мастерства, но и
очень экзотическая внешность. Но зачем ему эти косички, почему он всё время
ходит босиком? Вы не знаете?
Светлана и Настя, студентки
Пермского музыкального училища
Действительно, внешность у Клауса (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) несколько экзотическая. Но подкупает он не
этим. Из своего громоздкого инструмента Клаус (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) на концертах в Перми умудрялся
извлекать не только низкие звуки, как и положено по конструкции тубы, но и
играть тонкую лирику. Некоторые мелодии по звучанию напоминали орган, какие-то
— виолончель, а другие —человеческий голос. Палитра просто потрясающая. А
пермский композитор Валерий Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/), когда читал партитуру концерта своего
однофамильца Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) из Германии, не мог понять, как из тубы вообще можно
извлекать такие ноты. Наш корреспондент встретился с Клаусом (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/kburger) и задал ему
несколько вопросов.
— Экзотическая внешность
принципиальна для вас?
— Да! Уже двадцать лет я ношу косички и хожу босиком в любую погоду. Я с
очень большим уважением отношусь к святому Франциску, который был нищ, гол и
всегда ходил босиком. Для меня это имеет еще и другое значение — от земли я
получаю энергию. А косички на голове — это антенны, которые принимают энергию
из космоса. Энергия, конечно, бывает и негативная, и позитивная. С негативной я
борюсь всеми своими силами. У каждого человека тоже есть своя энергия, только
мы её используем по-разному. В колыбельных песнях тоже есть своя энергетика. Йоахим Грунер (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner), например, для каждого из своих трех детей написал специальную
колыбельную. И под них они очень хорошо засыпали. А в Монголии женщины поют
песни верблюдам, и, я сам видел, как эти животные плачут под песню.
— А какие-нибудь неудобства в связи
с внешностью вы испытывали?
— Да, и неоднократно. В Италии, например, меня постоянно останавливали
полицейские, обыскивали и говорили, что по улицам городов по итальянским
законам босиком ходить нельзя. Но отпускали, в полицейский участок не отводили.
А в Перми я пришел в таком виде в какое-то учреждение, которое занимается
организацией культуры. Охранники еле меня пропустили. Серьезных неудобств я не
испытываю, но ноги мою часто, особенно когда прихожу в гости, где в квартире
лежат хорошие ковры.
— Вчера был ваш концерт. А сегодня
с утра вы довольно свежи и бодры, хотя в России удачные концерты принято
праздновать до поздней ночи. У вас что, большой опыт?
— Я чувствую себя просто прекрасно! Мы с Йоахимом Грунером (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) успели привыкнуть
в России к праздникам. У нас в Германии после тяжелого концерта тоже принято
выпивать, но только пиво. Здесь же после пива пермский композитор Валерий
Грунер (http://valerygruner.kulichkin.ru/) нам предложили коньяк, много коньяка. А концерт был тяжелым только для
меня, а для Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) всё уже позади. Ведь он написал эту музыку тридцать лет
назад. Мне было очень сложно играть его по технике исполнения, Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) написал
так называемую «двуязыковую» музыку, её практически невозможно исполнить, но я
старался. Игра на тубе с переменой дыхания требует особой подготовки, а у нас
на репетицию с оркестром времени было не очень много. Но я должен отметить
высочайший уровень пермских музыкантов, особенно исполнение партии фортепьяно
Виталием Коваленко.
— За тридцать лет, наверное, можно
ко всему привыкнуть. Вы давно работаете вместе?
— Я впервые получил партитуру концерта, когда еще был студентом. А технику
исполнения мне подсказал другой тубист, кое-что как композитор Йоахим (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) добавил
от себя, и потребовал от меня, чтобы я играл именно так.
— Я не музыкант, наверное, поэтому
мне всегда казалось, что на тубе невозможно играть лирику. А в концерте она
прозвучала. Как такое возможно?
— Туба хороша для того, кто на ней много играет, и только такой музыкант
может делать с ней всё, что хочет. Просто надо быть готовым открыть душу и
сердце, идти на риск и много и прилежно работать над техникой исполнения. А ещё
для игры на тубе надо обладать хорошим чувством юмора, силой, стремлением к
борьбе и любовью. Бороться надо с собой, чтобы преодолеть все технические
сложности. Здесь так же, как при восхождении на гору на высоту восемь тысяч
метров. Нельзя останавливаться в лагере на высоте пять километров, надо
обязательно двигаться дальше, чтобы преодолеть природу. У тубы бывают то очень
низкие звуки, то очень высокие, переход от одних к другим сложный, он требует немалых
усилий.
— В концерте звучали немного
непривычные для духового инструмента вибрирующие звуки, напоминающие игру на
воргане. Как удалось добиться этого?
— Это техника, которую я сам создал. Она напоминает игру на традиционном
австралийском инструменте диджери-ду, это такая длинная труба. У неё
шестнадцать видов колебаний разной высоты. И в органе главная труба настроена
так, что она может издавать и очень глубокие, и очень высокие звуки с
диапазоном в восемь октав. Туба, как говорится, довольно долго спала.
Инструмент это молодой, он был изобретен только в 1840 году, и раньше от него
не многое требовалось. И только к концу второй мировой войны туба «проснулась».
Появились исполнители и композиторы, которые развивали технику и использовали
потенциальные возможности инструмента из каких-то идеалистических соображений.
И за двадцать лет было сделано намного больше, чем за предыдущие сто пять.
Сейчас я использую тубу и как ударный инструмент. И противоречия в этом не вижу
- скрипка тоже так может быть использована.
— В любом музыкальном произведении
чувствуется то влияние природы, то влияние города. Музыку Хиндеминта, например,
называют урбанистической. Как бы вы охарактеризовали концерт Йоахима Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner)?
— Он сам шутит, что его музыка скорее государственная, чем городская. Это
построено на игре слов в немецком языке, когда «город» и «государство» звучат
примерно одинаково. Музыка Йоахима (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) больше «конструирована». И Виталий Коваленко
отметил, что она более напоминает музыку современности — то замедляется, то
ускоряется, то включаются какие-то шумы. Эта точная характеристика
современности, в которой человек должен выживать. Наверное, по этой причине в
Западной Германии музыка Грунера (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/grunerfest/partics/jgruner) не воспринималась, там была своеобразная
анемия государственности. И сейчас, после объединения, мало что изменилось. Я
всегда очень завидовал восточным немцам — они могут писать и слушать музыку,
которая идет от сердца. И с большим уважением отношусь к композиторам, которые
ориентируются на Восток, — Шостаковичу, Стравинскому, венгру Бартоку, польским
композиторам.
— Принято говорить, что архитектура
— это застывшая музыка. А с чем можно сравнить саму музыку?
— Это цвет, соотношение цветов, их звучание. В музыке есть такое понятие,
как квинта — это соотношение два к трем. Аспект не только философский, но и
архитектурный. В строительстве такая пропорция является основной. И в религии
так же. Существует триединство, в котором Бог-отец — это один, Бог-сын — два,
Бог-святой дух — три. С точки зрения биологии главная составляющая ритма — это
секунда, то есть удар сердца. Для меня хорошая музыка это такая, которая
учитывает ритм в шестьдесят ударов в минуту. Есть, конечно, музыка,
ориентированная на ритм в сто тридцать ударов в минуту, но она мне
категорически не нравится. Музыка должна идти от сердца, а не от определенно
настроенного метронома.
— Вы очень эмоциональны на
выступлениях. А в оркестре зачастую музыканты играют с каменными лицами. Эмоции
помогают или мешают?
— Когда я начинаю играть, я просто ныряю в музыку. И получается, что не я
играю, а мной играют. Игра на тубе — это обмен энергией между музыкой и
исполнителем. А многие оркестранты просто выполняют работу. Именно по этой
причине я стал выступать как солист. Пусть я потерял в деньгах, но сохранил
позитивную энергию. И каждый концерт для меня это не работа, а грандиозное
событие. Так же, как и выступление в Перми.
Константин Шумов
Слухи, скандалы, сплетни. Пермская краевая газета , №85 от 17 ноября 2007 года
Фото газеты
Все права защищены © TRETII-BEREG.KULICHKIN.RU, 2014.